История полярных станций. 3 этап

В следующие десятилетия рост количества полярных станций диктовался максимальным развитием арктических исследований, проводимой аэрофотосъемки, геологической съемки, гидрографического изучения полярных акваторий. Информация о погоде была нужна всем летающим, плавающим и идущим, потому полярные станции в 50-е годы появлялись даже в самых труднодоступных уголкахАрктики — на далеких островах Ушакова, Исаченко, Виктории, Жохова, в новых аэропортах Тадибеяха, на мысе Каменный, в Усть-Тарее.

С середины 50-х годов управление Главсевморпути начало постепенно передавать свои функции специализированным союзным ведомствам. Полярные станции перешли в ведение Главного управления гидрометслужбы при Совмине СССР. В 1973 году на базе четырех самых крупных районных радиометеоцентров были созданы управления гидрометслужбы. В составе Амдерминского управления было 15 станций, Тиксинского — от 22 до 25, Певекского — около 25. Самым крупным и знаменитым управлением было Диксонское, включавшее 34 полярные станции, в том числе самые северные и труднодоступные. Отлаженная система работала как один большой, сбалансированный механизм: сеть из 105 советских станций была лучшей в мире. Но полярникам было уготовано новое испытание временем.

Распад Советского Союза повлек за собой обрушение стройной системы полярных станций, напрямую зависящих от снабжения своих потребностей Большой землей. Полярные станции стали закрываться в массовом порядке. Уникальные специалисты покидали Арктику, не видя перспективы и не находя достойного применения своим умениям и талантам.

Из 36 станций Диксонского УГМС в строю остались лишь 11, в том числе ОГМС имени Е. К. Федорова (мыс Челюскин), и имени Э. Т. Кренкеля (о. Хейса) и филиал АЦГМСР на острове Диксон. «Имеющий терпение увидит восход», — гласит восточная мудрость. Трудные годы, а самое главное — время безнадежности, миновали. Полярные станции Арктической России начинают свое постепенное возрождение. Оно произойдет не сразу, потому что «сразу» здесь не бывает. В Арктике невозможны крутые маневры — инерция процессов слишком велика: словно огромный корабль движется во льдах, не имея шанса резко переложить руль, чтобы изменить направление.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here