История полярных станций. 3 этап
В следующие десятилетия рост количества полярных станций диктовался максимальным развитием арктических исследований, проводимой аэрофотосъемки, геологической съемки, гидрографического изучения полярных акваторий. Информация о погоде была нужна всем летающим, плавающим и идущим, потому полярные станции в 50-е годы появлялись даже в самых труднодоступных уголкахАрктики - на далеких островах Ушакова, Исаченко, Виктории, Жохова, в новых аэропортах Тадибеяха, на мысе Каменный, в Усть-Тарее.
С середины 50-х годов управление Главсевморпути начало постепенно передавать свои функции специализированным союзным ведомствам. Полярные станции перешли в ведение Главного управления гидрометслужбы при Совмине СССР. В 1973 году на базе четырех самых крупных районных радиометеоцентров были созданы управления гидрометслужбы. В составе Амдерминского управления было 15 станций, Тиксинского - от 22 до 25, Певекского - около 25. Самым крупным и знаменитым управлением было Диксонское, включавшее 34 полярные станции, в том числе самые северные и труднодоступные. Отлаженная система работала как один большой, сбалансированный механизм: сеть из 105 советских станций была лучшей в мире. Но полярникам было уготовано новое испытание временем.
Распад Советского Союза повлек за собой обрушение стройной системы полярных станций, напрямую зависящих от снабжения своих потребностей Большой землей. Полярные станции стали закрываться в массовом порядке. Уникальные специалисты покидали Арктику, не видя перспективы и не находя достойного применения своим умениям и талантам.
Из 36 станций Диксонского УГМС в строю остались лишь 11, в том числе ОГМС имени Е. К. Федорова (мыс Челюскин), и имени Э. Т. Кренкеля (о. Хейса) и филиал АЦГМСР на острове Диксон. "Имеющий терпение увидит восход", - гласит восточная мудрость. Трудные годы, а самое главное - время безнадежности, миновали. Полярные станции Арктической России начинают свое постепенное возрождение. Оно произойдет не сразу, потому что "сразу" здесь не бывает.
В Арктике невозможны крутые маневры - инерция процессов слишком велика: словно огромный корабль движется во льдах, не имея шанса резко переложить руль, чтобы изменить направление.
|