Северный морской путь

Современная Арктическая Россия относится к стратегическим районам страны с колоссальным природно-ресурсным потенциалом, включающим минерально-сырьевые, топливно-энергетические, лесные и биологические ресурсы. Морской транспорт в Заполярье является практически безальтернативным и наиболее эффективным способом завоза техники и технологического оборудования, энергоносителей, промышленных товаров, продовольствия, необходимых для функционирования территориально-производственных комплексов, расположенных в прибрежной зоне арктических морей, и жизнеобеспечения проживающих в этой зоне людей. Создание трансарктического морского хода, накрепко связанного речными путями с глубинными территориями материка, стало осуществлением самого успешного национального проекта России в ХХ веке. Это неоспоримо.

К Северному морскому пути в транспортном отношении тяготеют крупные экономические районы Крайнего Севера страны, занимающие территорию в 11 млн кв. км (2 / 3 территории России) с численностью постоянного населения около 10,7 млн человек (при плотности населения 97 человек на 100 кв. км). Особое значение СМП как транспортная магистраль имеет для обеспечения жизнедеятельности Арктической зоны России площадью четыре миллиона квадратных километров и населением свыше одного миллиона человек. Северный морской путь стал главной жизненной артерией Арктической России, частью ее экономики, истории, культуры и быта. Он и сегодня является важнейшей национальной транспортной магистралью, связующим звеном между европейской и азиатской частями России. В то же время Севморпуть не потерял значения как альтернативный и кратчайший водный путь между Европой и севером Азиатско-Тихоокеан ского региона с северо-западным побережьем США и Канады.

Преимущества Северного морского пути — в сокращении расстояний морских перевозок на две — три тысячи миль по сравнению с расстоянием из портов Балтии через Суэцкий канал. При этом отпадают транспортные затраты, связанные с транзитом грузов через иностранные государства, с проходом судов через Суэцкий канал и затраты на обслуживание транспортов в иностранных портах. Северный морской путь сокращает расстояние перевозки грузов от Мурманска до Владивостока по сравнению с путем через южные моря в два раза, а экономия времени в пути (для контейнеровозов) по линии Гамбург — Иокогама составляет десять суток и Печенга — Иокогама — двенадцать суток. Важность Северного морского пути для России продолжает сохраняться в силу геоэкономических, геополитических, политических и экономических причин. Они связаны с обеспечением снабжения северных территорий страны, с необходимостью осуществления перевозок при освоении и эксплуатации углево- дородных месторождений в прибрежных районах и на арктическом шельфе, а также с ролью Севморпути как связующего звена между континентами. Глобализация мировой экономики прогнозирует и стимулирует создание нового межконтинентального транспортного маршрута между Европой и Азией.

Современная политика государства в области развития арктического судоходства исходит из того, что Северный морской путь является исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией в Арктической России, которая в долгосрочной перспективе определяется в качестве мощной минерально-сырьевой базы страны.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here